Гиперответственность и почему это хуже, чем вы думаете.

Ну казалось бы, что мне не сидится на месте, и так всю жизнь тащу за собой астму, какую-то апатию, социопатию, низкую самооценку, бесконечное уныние и sad eyes, анемию, trust issues, самокопание, неполадки с едой, emotional rollercoaster, но и от пули гиперответственности я не смогла увернуться.

Я осознала свою гиперответственность где-то года 2-3 назад, когда начала очень плотно работать с большим количеством людей, и посыпать голову пеплом за ошибки всех вокруг. Но обо всем по порядку.

 Пожалуй, во мне есть некая педантичность, но заметная не сразу. Я непоследовательна в поступках касательно себя и своей жизни: могу забыть почистить зубы, есть руками со сковородки, когда лень брать тарелку и вилку, заправить кровать? ха!, погладить рубашку? да вроде и мятая выглядит окей. В общем, I'm such a mess. Но когда дело касается работы, то все должно работать как часы, по всем правилам, без сбоев, как конвейер.

Первая работа, которая сделала из меня параноика и перестраховщика - это работа в магазине "Своя полка" (я уже много раз про нее писала, и все обещаю отдельный пост, и он будет когда-нибудь). Когда ты ответственен за все: оформление имущества человека, прием денег, выдачу денег, когда заполняешь документы, оформляешь договора, бьешь чеки, следишь за всем магазином, это весьма большая ответственность для девочки, которая только что перепоступила на первый курс, но уже другого факультета. Я жадно впитывала информацию, быстро все схватывала и вот уже старалась по максимуму решать все сама, чтобы не вмешивать руководство или коллегу, которая работала дольше меня и была старше меня.
Думаю, первым тревожным звонком была ситуация, когда за 5 минут до закрытия в магазин ворвалась наша клиентка, начала истерить, почему мы убрали с продажи ее вещи, что все мы тут обманщики и жулики. Время 20:55, я на работе с 12, пропустила через себя огромное количество людей, я измотана, а тут огромная краснющая женщина орет на меня. Я объясняю ей правила, что она не платила аренду месяц, пропала со всех радаров, и мы поступили согласно договору. Она все кричала и кричала, время девять, девять пятнадцать, я звоню ребятам, которые говорят выпроводить ее и разобраться завтра. В итоге передаю ей телефон, она слушает их, уходит, обещая вернуться позже, а я закрываю себя в магазине в 21:30 и еще 15 минут реву навзрыд. Тогда я поняла, что есть ебанутые люди, да, тут будет именно это слово, потому что их никак больше не назвать. Эти люди больные, они любят качать права на пустом месте, выдумывать свои правила, обвинять всех вокруг, поливать дерьмом, и им это действительно нравится, гребаные эмоциональные вампиры, лучше бы я жила во вселенной Гарри Поттера, там хотя бы знают, когда дементоры приближаются, а вот таких людей не всегда сразу разглядишь. С этой ситуации прошло около 4х лет. Что вы думаете? Я все еще плачу из-за таких людей, из-за ситуаций, которые не смогла оперативно решить, хотя я даже не была звеном в этой проблеме.


Для меня работа - это большой вызов себе, но это приятный вызов. Но работа с людьми - это не просто вызов, это как проходить уровень с Боссом в компьютерной игре, и этот Босс просто неубиваемый. Я постоянно психую, стрессую, плачу, злюсь, проклинаю все, но как только клиент говорит что-то приятное, я превращаюсь в, знаете, я поняла во что, в детстве мне безумно нравился магазинный десерт - манный пудинг с малиновой подливкой. Вот в моменты приятности я - этот пудинг, мне очень хорошо, но негативную ситуацию, отзыв, разговор я воспринимаю в 100 раз острее, а что самое ужасное - персональнее. Кто-то скажет: "коробка при транспортировке помялась , КАКОЙ УЖАС, ВЫ ЧТО, ЧУДОВИЩА". А это ведь недоразумение, это легко можно объяснить, безусловно, извиниться и решить проблему, но я сижу, рву на себе волосы и думаю, что я действительно чудовище, и все вокруг чудовища, которые не хотят выполнять работу, а хотят меня подставлять. Из гиперответственности развивается еще одна вещь: "а кто сделает лучше, чем я?". И эта неспособность делегировать задачи буквально убивает тебя. Ты не просто взваливаешь на себя максимальное количество всех возможных заданий, переживаешь отдельно за выполнение каждого, да еще и боишься попросить помощи, потому что это будет медвежья услуга, ты в этом просто уверен.
Сначала можно подумать: "оу, мой работник гиперотственный, это же отлично, он будет работать и выкладываться на 100%, продуктивный, здорово!". Гиперотственный - это не продуктивный. Это суперотственный параноик, который работает на износ и не знает, как себя остановить. Он тут, он там, он закрывает пробоину в днище корабля, параллельно готовит фуршет на 100 персон, играет на пианино, чтобы всех развлечь, драит палубы и рулит кораблем. Человек не способен выполнять такое количество задач и при этом любить себя, свою жизнь и свою работу.

Вчера на обеде коллеги отобрали у меня рабочий телефон, потому что я хватаю его каждые 5 секунд, моих знакомых раздражает, что мне вечно сыпятся рабочие уведомления, которые я не выключаю, А ВДРУГ БУДЕТ ВОПРОС ЖИЗНИ И СМЕРТИ, от каждого уведомления или вибрации телефона я вздрагиваю в жутком страхе, в 50% случаев мне кажется, что звонит рабочий телефон, но он вообще не звонит. Настя, успокойся, это просто девочка ответила на твои сторис в инсте.
Гиперответственный человек может быть хорошим работником, например, первые полгода, а затем, все, вы его потеряли, если не разгружаете его, хотя бы незаметно для него самого. Потому что человек не может выкладываться больше, чем на 100%, а гиперответственный параноик пытается выложиться на 1000, причем сразу за всех.

Как научиться не быть таким?

Это очень тяжело, и я в постоянной борьбе с самой собой, но пара пунктов, которым стоит следовать, уже есть.

1. Ничего смертельного не случится.
Представьте себе, это правда так. Только если вы не работаете на заводе, и не будет как в фильме "Машинист", когда машина просто в мясо раскрошила работнику руку до локтя. Поэтому можно отключить уведомления, например, на час. Отдайте этот час спокойной задаче, которая вам нравится, а может просто пообедайте с коллегами, вообще не отвлекаясь на работу. Все можно решить чуть позже, в это сложно поверить, но это так.

2. Не работайте вне рабочего графика.
Восемь вечера, рабочий день закончен, алло, Настя, почему ты в два часа ночи в рабочей почте. Что значит "у меня бессонница, поэтому почему бы и нет"!? Меня за это ругают, я все осознаю, но все равно порой грешу этим. Хотя сейчас у нас есть правило, что после десяти я уж точно не беру в руки телефон по рабочим вопросам. Иногда еще беру, но гораздо реже, потому что вы уведомили людей о своем рабочем графике, продавщица ведь не бежит в 4 утра открывать палатку, потому что тебе захотелось мороженного.

3. Продолжайте любить свою работу.
А что нужно делать, чтобы продолжать ее любить? Больше акцентировать внимание на том, что тебе нравится в этой работе: ваша идея, коллектив, определенный блок задач. Это самое важное в работе, а не то, что попался клиент, который просто любит изливать на всех желчь. Это не твоя проблема - это его проблема. Из чего вытекает пункт 4..

4. Не принимай близко к сердцу.
 Человек льет свой негатив на ситуацию, у меня бывали случаи, когда на меня буквально давили словами вроде "ВЫ испортили моей бабушке день рождения, А ВЕДЬ ЕЙ ОСТАЛОСЬ ЖИТЬ ПОСЛЕДНИЙ ГОД". В такие моменты очень сложно подавить желание выйти в окно, написать письмо, что меня нужно отправить прямиком в ад, и не надо меня хоронить, просто выбросьте на свалку, как мусор. Конкретно у меня никогда не было в жизни цели и желания, кому-то что-то испортить, особенно человеку, с которым я вступила в диалог в первый раз в жизни. Человек на эмоциях, он накричится, назлится, а затем успокоится, выслушает варианты решения проблемы, и в 99% случаев они ему подойдут. Так зачем сейчас внутри себя устраивать мясорубку, если в итоге все сложилось хорошо, и ты об этом изначально знал. Не ври, знал. Не нужно пропускать через себя дополнительный негатив, это тяжело, это чертовски тяжело, и я учусь и еще долго буду учиться, но для этого у вас есть хорошие люди вокруг вас, которые в этот же момент успокоят и поддержат. На одного говно-человека найдутся хотя бы 2 хороших, поверьте мне.

5. Не неси ответственность за ВСЕ.
Почему сейчас ты так болезненно перевариваешь ситуацию, что курьер на 5 минут опоздал с доставкой, если ты даже не этот курьер? Почему ты переживаешь за сбои в работе других людей, если это не твой сбой, не твоя ошибка, не твой недочет? Да, в итоге весь процесс пошел немного не так, но это не твоя вина. Так почему же снова внутри эта мясорубка? Люди факапят, все факапят, ты, Настя, тоже факапишь, правда больше в жизни, а не в работе, но зато как знатно факапишь. Смирись с ситуацией, отпусти ее, глубоко вдохни и выдохни, ведь все в порядке, ничего не случилось, нет причины бежать в туалетную кабинку и реветь в три ручья. Ошибки других людей - не твои ошибки, если бы это был ты, ты бы не допустил этого, но это не ты, так случилось, все мы люди. ВСЕ МЫ ЛЮДИ. Пойми, прими и смирись. Таких случаев все равно 1 на сто, тысячу, миллион, оно не стоит твоих нервных клеток, которые, кстати, восстанавливаются, но тебе лучше об этом не знать.

6. Медитация.
Да, вот так. Вообще ни разу не ожидали? Очень непредсказуемо! Думаю, тут даже пояснять не нужно, просто 10 минут вне всего, и ты возвращаешься уже немного другим человеком, определенно лучшей версией себя, чуть более осознанной, и это чувство можно даже сохранить, если соблюдать первые 5 пунктов.

Следую ли я этим пунктам? ХА. Хочу ли я? Очень. Поэтому стараюсь, поэтому я здесь, раскладываю по полочкам всю свою жизнь, стараясь мотивировать вас раскладывать по полочкам свою.



p.s. Не буду извиняться за использование в тексте английских слов, потому что ну никак, ребята, никак, ну слишком коряво это звучит на нашем языке.

1 комментарий

  1. Классная статья, спасибо! Побольше бы таких было в сети! По этой теме недавно наткнулся на свежую статью http://mentalsky.ru/giperotvetstvennost/. Тоже ооочень много интересного

    ОтветитьУдалить