Как я пришла к осознанности через чеклисты.

Прежде чем начать писать этот пост, я методично разглядывала свои волосы. Это такой дурацкий ритуал прокрастинации: когда мне очень хочется что-то сделать, и я вот сейчас собираюсь этим заняться, я внезапно залипаю на разглядывание своих волос. Могу сидеть так хоть 30 минут. Это нечто совершенно необъяснимое, но отделаться от привычки просто не получается.

Что за осознанность?
Я, признаться, вообще не помню, чтобы я употребляла это слово. Возможно, "осознанный выбор", но над словом "осознанность" я никогда не задумывалась, а ведь оно важное и нужное. Как говорит Википедия: осознанность - это понятие в современной психологии; определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем. Я трактую осознанность немного иначе - как состояние, где ты можешь дать отчет своим поступкам, желаниям, понять, что тобой движет не пунктик, расстройство, зависимость, а ты сам, твоя интуиция, твоя свобода. То есть, если я делаю действие осознанно, значит я делаю его с чистым разумом, отдавая себе отчет, понимая, что я делаю, и находясь в курсе всего происходящего. 
Над осознанностью я задумалась благодаря Варе Веденеевой, моему вдохновляющему СЕО, и, что самое важное для этого поста, создателю проекта 365done.Именно от нее я стала слышать это слово, стала пытаться его понять и овладеть жизненной концепцией, в которую оно впишется. И тут мне стоит отмотать назад.

В сентябре я пришла в Периодику и сразу столкнулась с понятием чеклист. Нет, я прекрасно знаю, что это значит, но чеклист всю жизнь у меня был только один: список продуктов, которые нужно купить. Вру, еще один: что собрать с собой в дорогу, когда ты уезжаешь на 2 дня и более. Он, кстати, был и чеклистом "Что собрать с собой, когда ложишься в больницу", очень универсально. Так вот, у Вари много всего работает исключительно по чеклистам, она создает их для всех, буквально, об этом и ее проект. Меня она пыталась приучить, но безуспешно, потому что я бунтарь, а еще как машина с очень отлаженным механизмом, именно в работе: очень редко могу что-то забыть, потому что все записываю, а если я каждодневно осуществляю какой-то процесс, то мне хватит сделать его 2-3 раза, и я уже делаю это без сбоев, или этот сбой легко предотвратить. 
В детстве папа постоянно говорил мне завести расписание: подъем в 8, завтрак в 9, и я писала это расписание, но никогда ему не следовала. Где спонтанность, где веселье, а если внезапное дело? Создавать такой график было бессмысленной тратой времени. Было тогда, а сейчас, когда ежедневно на мне лежит список дел и задач, начинаешь понимать, что чтобы не задохнутся работой, нужно уметь планировать время. Но, нет, график дня я все равно не распишу, просто буду осознаннее. 
Наблюдая за Варей с сентября, мое отношение к ее увлеченности чеклистами изменилось кардинально. Сначала я думала, что это одержимость, знаете, сродни высшей степени педантичности, когда человек настолько правильный, что часы в его квартире висят строго под углом в 90 градусов. Когда ты так часто слышишь слово чеклист, когда тебе говорят "заведи чеклист для этого и того", когда ты видишь, как этот человек создает чеклисты для других, думаешь "Блин, увернуться бы мне от пули чеклистчеклистчеклист". Как выяснилось, некоторые люди, которые наблюдают за Варей, но не в реальной жизни, а через призму соц.сетей, думают также. Вот только проблема в том, что они не знают реалий, как узнала их я. На самом деле нельзя сказать человеку: "Вы упаковываете все так и вот так", затем это показать и еще раз проговорить. Знаете почему? Потому что большинство людей работают на работе для того, чтобы получить зарплату и свой оплачиваемый отпуск. Давайте подумаем, сколько процентов людей делают то, что делают, потому что это любят? Да, сейчас на это бум, внезапно человек увольняется с хорошей должности и идет лепить морских ежей из глины, продает их и живет припеваючи. Но большинство людей все еще в заложниках стереотипов и страхе, что что-то может пойти не так, поэтому они просто работают, просто получают свои деньги, а работают они спустя рукава, потому что какой смысл напрягаться, если мне все равно на будущее этой компании. А тут ты, и человек сделал, а тебе не нравится, ты ему объяснил, как надо делать, а он все равно делает не то, затем ты пишешь ему чеклист, и все, магия, человек делает, а если не делает, ты говоришь: "Эй, камон, у тебя все на бумажке написано, и я знаю, ты умеешь читать". Если слово написано, оно имеет вес, и всегда можно ткнуть человека в написанное и доказать, что данная информация ему поступала. Если ежедневно по работе ты выполняешь N повторяющихся дел или одно многоступенчатое, для этого стоит завести чеклист, просто чтобы не забыть. Подумайте, ведь вы сами делали такой список, да даже список рецептов - это чеклист. Ааа, задумались? Поняли? Осознали? На самом деле чеклисты всегда были среди нас, просто мы не заостряли на этом внимание. Когда врач прописывает вам прием лекарств, это ли не чеклист? Чеклист не заставляет тебя быть рабом зависимости от контроля всего, он позволяет тебе сделать жизнь легче: не забыть, не тратить время на составление нового списка, когда есть универсальный, не бегать в агонии "а что мне нужно положить в чемодан!??!?!", отследить, где ты допустил ошибку, когда итог выполнения многоступенчатого действия оказался не таким, как обычно. Безусловно, можно стать зависимым от чеклистов, по иронии судьбы, пару лет назад я начала писать антиутопию, главный герой которой был одержим чеклистами. Я написала одну главу, которую даже один раз сюда выложила, но потом удалила. Может я верну ее назад, а может и нет. Так вот, да, зависимым быть можно от чего угодно, но пока ты не составил чеклист для каждого дня своей жизни, думаю, все не так уж и плохо. 

Мое отношение к Варе и чеклистам устаканилось в конце этого июня. Мы стояли с Варей и обсуждали мое нездоровое отношение к еде, тогда она предложила мне завести какой-то чеклист, основанный на этом, отслеживать, что я ем, возможно, с калориями. Я, как обычно делают люди с таким отношения к спискам, вломилась с самым банальным из всех аргументов: "Но ведь можно же стать одержимым этой идеей, в конце концов я буду не покупать продукты или есть их, а буду думать только о том, как я вношу это в свой список или чеклист." Сказала я это потому, что как раз была одержима подобной вещью, и это было ужасно. Благодаря этому в том числе отношения с едой так испортились. И тут она произнесла это самое золотое слово О С О З Н А Н Н О С Т Ь. "Главное, делать это осознанно, и все будет в порядке". Хочу - отслеживаю, не хочу - не отслеживаю. Тебя никто не заставляет и не принуждает, ты подписался добровольно и всегда сможешь соскочить, это не героин. Теперь я не делаю кислую мину при фразе "Распечатай себе чеклист с делами", я сама пишу чеклисты, потому что, повторюсь, чеклисты всегда были в нашей жизни, просто мы об этом не думали.

Для себя я делю чеклисты на два типа: персональный/индивидуальный ("Как упаковать стеклянную банку для транспортировки ее почтой", у вас есть определенные правила для таких ситуаций, и вы их прописываете, и это действует конкретно для вашей компании) и универсальный ("Что взять с собой в путешествие", "График приема витаминов", какая-то рыба, которую ты сам дополняешь, делая ее индивидуальной). Есть еще третий тип, точнее, подвид второго типа: эти чеклисты созданы для прививания привычек. К ним теперь я пылаю особой любовью, потому что эти чеклисты, конкретно этот, приучил меня пить воду. 

И немного об этом опыте, потому как во время этого эксперимента несколько людей присоединились ко мне, и теперь, вау, тоже пьют воду. Я очень рада, что мои первичные страдания сподвигли их тоже пострадать, а в итоге это полюбить (это - воду, не страдания).

За свои 23 года я могла пить что угодно: чай, сок, газировку обычную или всякие лимонады, молоко, коктейли, кефир. Все, но не воду. Даже если похмелье, лучше газировку, холодную, максимум - вода с лимоном, и сахаром, это уже лимонад энивей, не считается. А ведь воду пить важно и нужно, вода - не лава, куда я бегу? В этом году я стала задумываться о своем здоровье, и чтобы не развалиться, поняла, что мне каким-то образом нужно научиться пить эту прозрачную безвкусную гадость. Все твердили мне, что нужно пить воду, дома все ее пьют, мои коллеги постоянно ее пьют, ну и что? Что мне с этого? А потом я скачала чеклист, позволяющий отслеживать, сколько воды в день я пью. Нет, я не начала с понедельника или 1 числа, я просто пришла на работу с полуторалитровой бутылкой воды, заставив себя выпить ее до конца рабочего дня. Я наливала воду в стакан, выпивала его и методично закрашивала стаканчик на чеклисте, так продолжалось неделю, вторую, третью. И вот я еду на работу с мыслью "Боже мой, как я хочу пить, как приеду, первым делом налью себе стакан воды". Нередко я наливаю стакан и выпиваю его сразу же, поэтому приходится не отходя наливать второй. Я победила, я пью воду, и теперь она мне нравится. Но изначально я пила ее не потому, что это правильно, что коллеги пьют, что мне нравится, что я себя заставила, а потому что меня захватил азарт закрашивания стаканчиков, серьезно, без шуток. Мне просто нравилось видеть закрашенные стаканчики. Да, я закрашиваю не все 8, в меня меньше влезает, а значит нет какого-то страха не завершить дело: я завершила, я пила сегодня воду. Мое дело пить ее, а не закрашивать ровное количество стаканов, чтобы их вовсе не осталось, потому что я делаю это осознанно

Комментариев нет

Отправить комментарий